Categories:

Tick-tock, Tick-tock

Тайм-менеджмент — это просто одно из направлений самосовершенствования, где особое внимание уделяется фактору времени. 

Первые «тайм-менеджеры» (Бенджамин Франклин, Фредерик Тэйлор) появились лишь в конце XIX — начале XX века.
Тогда в жизнь человечества пришло фабричное производство, точные хронометры и электрическое освещение.
И тут же возникла идея: а почему человек не может работать с такой же эффективностью, как машина?
Берем хронометр, учитываем затраты времени, потом тренируемся, потом делаем все быстрее.
Производительность возрастет, мы делаем больше дел, зарабатываем больше денег, и — ура! — мы «успели», мы успешны!
Это логика классического тайм-менеджмента, которая с начала ХХ века по сегодняшний день нисколько не изменилась.
Но в этой логике есть несколько серьезных изъянов.

Есть два принципиально разных типа людей в вопросах самоорганизации времени и дел: рационалы и иррационалы.

Рационалы от природы лучше организованы.
Расписание дел и четкое следование этому расписанию — их конек. В этом смысле тайм-менеджмент для них лишь еще одна техника, улучшающая природные качества.

У иррационалов все с точностью до наоборот.
Они ориентируются не на установленное расписание, а на текущую ситуацию, гибко подстраиваясь к ней и меняя свои планы — и в этом их безусловно сильная сторона.
У иррационалов в основном чередуются пики подъемов и спадов активности и некоторые простои без видимой деятельности — обычно в это время к ним приходят новые идеи.
Есть даже такая шутка, что слово «прокрастинация» придумали рационалы, говоря про иррационалов.
Действительно, организованному человеку очень трудно понять, что работать можно не только «у станка», но и лежа на диване.

«Полгода назад я решил взяться за себя всерьез, — пишет на сайте Хабрахабр Сергей, айтишник из Москвы. — Прочитал книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» и постепенно внедрял все методы, описанные в книге, в свою жизнь.
Автор уверял, что это, во-первых, просто, а во-вторых, что через полгода моя жизнь невероятно улучшится.
Я поверил, тем более что другого варианта изменить жизнь не видел: в последние годы работа отнимает у меня 11–12 часов в сутки, я сплю не больше 4 часов и чувствую себя загнанной лошадью, которая мечтает, чтобы ее пристрелили.
Сначала все шло по плану: каждое утро я начинал с того, что жрал самых мерзких и жирных «лягушек», потом «резал слонов на кусочки» и наконец ежедневно сверялся с календариком-пинариком, который сделал в Google. 

Но через три месяца я проснулся с мыслью, что ненавижу «лягушек», меня тошнит при виде «слонов», а если я еще раз увижу этот календарик-пинарик, то я реально пну кого-нибудь очень больно.
В конце концов я на все плюнул и вернулся к прежнему графику жизни. И знаете, теперь мне хорошо.
Похоже, тайм-менеджмент не для меня.»



Под этим сообщением — 122 комментария. Все они о том, что тайм-менеджмент не работает, а если и работает, то совсем не приносит счастья.


Иррационалы тоже бывают разными



«Пожарники».
Те, которым тайм-менеджмент практически не нужен. Отличительная особенность этих людей — точная оценка окружающей действительности и быстрая реакция в ответ на нее. «Пожарники» встречают новые ситуации и вызовы без плана и подготовки, она им не нужна для эффективных действий.

«Креаторы».
Этим людям наиболее трудно с техниками тайм-менеджмента.
Они преимущественно живут в мире креатива и создания идей.
Поэтому кто-то из них творчески адаптирует методы самоорганизации под себя; кто-то начинает жить «по вдохновению», а кто-то пытается переделать себя в «нормального» человека.


 Что делать, если вы иррационал, а времени реально не хватает

1. Гибко-жесткое планирование.
Вы планируете и бюджетируете время на жесткие задачи, имеющие временную привязку, а остальные задачи организуете в более свободном режиме, выбирая, что выполнять, в зависимости от ситуации, приоритетов и настроения.

2. Использование энергии кайросов.
Кайросы — это удачные моменты, когда вы легко и просто можете решать свои дела, оказавшись в нужном месте в нужное время, например, словив нужного вам человека в хорошем расположении духа в обеденный перерыв и обсудив с ним нужный  вопрос.

3. To-do-list — простые списки дел с напоминаниями, что нужно сделать. Также можно составить списки дел, которые не нравится выполнять. Можно рассматривать как возможность поработать над менее развитыми качествами — сила воли, усидчивость.

4. Помощь рационалов.
Делегируйте всю рутинную работу, если есть такая возможность, позвольте себе сосредоточиться на том, что удается лучше всего.

5. Занятия спортом или концентрацией внимания.
Занятия йогой, к примеру, разовьют вашу способность концентрироваться на главном и «заземляться», занятия бегом и другими видами спорта, где нужна выносливость, разовьют умения двигаться к целям напрямую и достигать результатов.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded